Half-Life ~ Обзор и прохождение

HALF-LIFE: ОБ ИГРЕ

ОБ ИГРЕ

HALF-LIFE (в переводе с английского языка — «период полураспада») — компьютерная игра, в жанре научно-фантастического шутера от первого лица. Игра была разработана американской компанией Valve Software (в настоящее время Valve Corporation). Для персональных компьютеров игра была издана 19 ноября 1998 года компание Sierra Studios, а в 2001 году студией Gearbox Software игра была портирована на консоль PlayStation 2.
Half-Life произвела революцию в жанре шутера от первого лица, а также положила начало новому этапу его развития. Одним из революционных методов стало развитие сюжета внутри игрового пространства без использования видеовставок и разрывов во времени. Развитие сюжета происходит при помощи заскриптованных сцен, которые функционируют внутри игрового процесса. Игра не делится на уровни или миссии, а деление игрового мира на карты — всего лишь технические ограничения. Хочется отметить и другую сильную сторону Half-Life — искусственный интеллект.
За событиями, происходящими на протяжении всей игры, игрок будет наблюдать глазами главного героя — Гордона Фримена. За счет того, что главного персонажа нельзя увидеть со стороны или услышать его голос, создается эффект присутствия.
Half-Life стала одной из первых игр, в которой у игрока появились союзники. Игра получила множество положительных отзывов игровой прессы. Более 50 игровых изданий признали Half-Life «Игрой года», а журнал PC Gamer трижды называл её «лучшей игрой из когда-либо созданных».
На волне успеха Half-Life появляются такие игры как  Half-Life: Opposing Force, Half-Life: Blue Shift и Half-Life: Decay, Counter-Strike, Team Fortress Classic, Deathmatch Classic, Day of Defeat, Ricochet.

СЮЖЕТ

Огромное влияние на сюжетную линию игры и угнетающую атмосферу в ней оказали сериалы «За гранью возможного», «Секретные материалы» и повесть Стивена Кинга «Туман».
Действие игры разворачивается в гигантском сверхсекретном научно-исследовательском комплексе «Черная Меза», который находится глубоко в недрах горы.
Игроку предстоит принять участие в проведении эксперимента над аномальными материалами, в ходе которого необходимо поместить изучаемый кристалл под луч анти-масс спектрометра.
В результате этого эксперимента происходит неконтролируемое катастрофическое квантовое явление, именуемое «каскадным резонансом», открывшее межпространственные порталы и разломы между Землей и миром «Зен», что положило начало инопланетному вторжению.

ГЛАВЫ

Тренировочный уровень

В центре подготовки Черной Мезы игрока познакомят с функциями защитного костюма H.E.V. (Hazardous Environment Vest), предназначенного для защиты его носителя от агрессивной среды: радиации, электрических разрядов, токсичных отходов, механических воздействий, а также имеет запас кислорода для погружения под воду.
Во время прохождения тренировочного уровня игрок научится всем необходимым для выживания навыкам: прыжкам, приседаниям и их совмещениям, плаванию, использованию вооружения, взаимодействию с другими персонажами и окружающими объектами, использованию аптечек и батарей для зарядки H.E.V. костюма.
Ближе к концу тренировочного уровня игроку дадут инструкцию о том, как использовать модуль дальних прыжков, для преодолевания больших расстояний. Прыжок осуществляется совместным нажатием клавиш «присесть» (по умолчанию «Ctrl»), «прыжок» (по умолчанию «Пробел») и «движение вперед» (по умолчанию «W»).
В главе «Ядро Лямбды» ученый, который вручает игроку модуль длинных прыжков, скажет: «Надеюсь, вы научились им пользоваться на тренировке.»
В конце уровня игрока ожидает обучение использованию монорельсного траспорта. Игрок садится на поезд и уезжает в тоннель, после чего экран гаснет и уровень заканчивается.

     
     
1. Black Mesa Inbound («Прибытие в Чёрную Мезу»)

Вся глава состоит из поездки на монорельсном поезде, в течение которой Игрока знакомят с с главным героем, за которого ему предстоит играть — Гордона Фримена, а также может составить впечатление об общем облике и масштабах исследовательского центра.
В этой главе Гордон Фримен впервые может увидеть в вагоне монорельса человека в синем костюма — G-Man`а, а проезжая мимо поста охраны видит охранника Барни Калхауна, который не может попасть внутрь.
Глава заканчивается, когда поезд достигает пункта назначения, Гордона встречает охранник, сообщая, что он опоздал, и пропускает его в испытательный комплекс.

     
     
2. Anomalous Materials («Аномальные материалы»)

По прибытии в исследовательский центр, Гордон следует в раздевалку, где получает защитный костюм H.E.V., необходимый для работы в опасных условиях, и направляется в тестовую камеру сектора «С» для участия в эксперименте.
Спустившись к тестовой камере, Гордон встречает двух ученых, которые сообщают, что образец, которые будет использован в эксперименте, является самым большим, чистым и нестабильным. Но обсудив это, они все-таки решают пропустить Гордона внутрь.
Следуя стандартной процедуре, Гордон запускает анти-масс спектрометр, который разгоняется до необходимой мощности. В этот момент, один из ученых объявляет о небольшой перегрузке. Решив, что это является нормой, ученые решили продолжить эксперимент.
К этому моменту в тестовую камеру поступает экспериментальный образ, и Гордон помещает его под луч анти-масс спектроментра, что вызывает неконтролируемое явление, именуемое «каскадным резонансом», в результате которого открываются межпространственные порталы и разломы, переносящие Гордона в неизвестное место, населенное необычными формами жизни.

     
     
     
3. Unforeseen Consequences («Непредвиденные последствия»)

Гордон Фримент оказался в числе выживших после ужасной катастрофы, исказивший до неузнаваемости облик исследовательского центра. Выбравшись из тестовой камеры, Гордон видит, как помещения Черной Мезы разваливаются на глазах, а вследствие каскадного резонанса начался портальный шторм, представляющий собой беспорядочное открытие и закрытие порталов между Землей и миром «Зен», через которые начали телепортироваться агрессивные инопланетные существа. Подбирая монтировку с пола, он начинает выбираться из комплекса.
На пути Гордон встречает двух ученых, один из которых отправляет его на поверхность, чтобы вызвать помощь.
Возвращаясь к монорельсному поезду, Гордон понимает, что шлюзную дверь заклинило и открывает ее, разбив панель доступа монтировкой. Пытаясь подойти к ученому, который стоит на мостике, ведущему к поезду, происходит обрушение моста вместе и ученый падает вниз. Понимая, что транспортная система сильно повреждена, Гордон начинает искать другой путь, разбивая решетку вентиляции рядом с постом охраны и попадает в центр управления. Далее путь пролегает через центр хранения охладителей.
В этой главе Фримен снова встречает странного человека в синем костюме, который бесследно исчезает еще до того, как он успевает до него добраться.

     
     
     
4. Office Complex («Офисный комплекс»)

Гордон добирается до офисного комплекса, где встречает выживших ученых и охранников, которые прячутся в многочисленных офисных помещениях, защищаясь от пришельцев. Здесь Фримен и узнает о том, что в Черную Мезу прибыли военные для спасения персонала.
В этой главе главе Гордон снова встречает странного человека в синем костюме, которого видит через окно запертой двери. Тот некоторое время наблюдает за Фрименом и, поправляя галстук, уходит.

     
     
     
5. «We’ve Got Hostiles» («Мы встретили неприятеля»)

В этой главе Фримен встречает военного,  и пытаясь выйти с ним на контакт, становится свидетелем убийства военным ученого. Становится ясно, что правительство выслало спецподразделение H.E.C.U. (англ. Hazardous Environment Combat Unit) для ликвидации всех следов эксперимента, пришельцев и всех свидетелей.
Гордон выбирается на поверхность и обнаруживает, что вся территория находится под контролем военных. Начинается полномасштабная высадка десанта и бомбардировка комплекса, которые вынуждают Фримена искать другой путь, через недры Черной Мезы. Встречая на пути ученого, Гордон узнает, что единственный путь к спасению — комплекс»Лямбда», ученые которого могут закрыть межпространственные порталы. Транспортная система не работает, поэтому нужно попытаться добраться туда по старой монорельсной дороге. Фримен отправляется в путь.

     
     
     
 6. Blast Pit («Отводной колодец»)

По старой монорельсной дороге Гордон попадает в заброшенную часть Черной Мезы, в которой ранее проводились испытания ракетных двигателей, а сейчас она используется для хранения радиоактивных отходов. Путь Фримену преграждает гигантское существо с тремя щупальцами — Тентакла (англ. Tentacles). Существо оказывается слепо, но реагирует на звуки и вибрации.
Для того, чтобы уничтожить Тентакла, Гордону нужно использовать реактивный двигатель, расположенный под потолком испытательной камеры. Для этого необходимо восстановить подачу топлива и электроэнергии в ракетный двигатель, чтобы выжечь эту внеземную форму жизни испытательным запуском.
Сделать это можно проскользнув мимо Тентакла, отвлекая его гранатами, и спустившись на уровни ниже, на одном из которых Гордон попадает в помещение с огромным вентилятором, запустив который, можно при помощи потока воздуха попасть в вентиляцию, находящуюся высоко под потолком.
После уничтожения существа, появляется возможность через яму, прорытую Тентаклом, спуститься в тоннели, используемые для слива радиоактивных отходов.

     
     
     

7. Power Up («Подача питания»)

Фримен становится свидетелем сражения между солдатами спецподразделения H.E.C.U. и четырехметрового монстра — Гаргантюа. За этим сражением наблюдает человек в синем костюме через окно диспетчерской.
Воспользовавшись суматохой, Гордон пересекает главный зал и пробирается в диспетчерскую, которая была заколочена снаружи. Здесь он встречает раненного охранника, который сообщает ему, что путь к комплексу «Лямбда» лежит через железную дорогу, но она обесточена.  Для запуска монорельса, необходимо подать на него электроэнергию. Сделать это можно спустившись на нижние уровни, кишащие инопланетянами, и восстановить работу генератора.
Но прежде чем отправиться в путь, Гордону необходимо уничтожить преградившего ему путь Гаргантюа, который неуязвим для обычного оружия. Для этого необходимо заманить существо  в ловушку в помещении с пультом управления подачи электроэнергии на монорельс, где мощный электрический разряд убивает монстра.

     
     
     

8. On A Rail («По рельсам»)

Продвигаясь по железной дороге, Гордон встречает охранника, который передает ему послание одного из ученых, сообщая, что в шахтах центра запуска ракет находится спутник, который может ликвидировать последствия каскадного резонанса, если его вывести на орбиту Земли.
Получив новую цель, Фримен отправляется в к ракетному комплексу, путь к которому осложняется постоянными стычками с большим количеством инопланетян и солдатами спецподразделения H.E.C.U.
Преодолев километры путей,  множество укреплений из мешков с песком, снайперских позиций и бункеров со скорострельными пулеметами, Гордон выбирается на поверхность, где уже наступила ночь, и проникнув в ракетный комплекс, запускает космический аппарат на орбиту Земли. После этого, Гордону приходится снова спуститься под землю и отправиться в путь на поезде.

     
     
     

9. Apprehension («Мрачное предчувствие»)

Поездка на поезде не длится долго. Из-за заминированных путей военными, поезд сходит с рельс и, протаранив стену, падает в затопленную ракетную шахту. Пробираясь через затопленные коридоры, Фримен попадает в лабораторию с большим бассейном, в которой проводилось исследование водного пришельца — Ихтиозавтра (лат. Xenotherus ichtycanthus).
В аппаратной один из ученых сообщает Гордону о том, что против Ихтиозава может помочь Арбалет с транквилизатором, который находится в клетке над бассейном. Но при попытке взять арбалет, клетка обрушивается, не выдержав веса Гордона в костюме, и падает в бассейн.
Расправившись с Ихтиозавром, Фримен открывает проход на дне бассейна и попадает в помещение с промышленными поршнями. В дальнем конце этого помещения, Гордон снова видит загадочного человека в синем костюме, который в очередной раз бесследно исчезает.
Пройдя через морозильную камеру, Фримен обнаруживает лифт и, поднявшись на этаж выше, встречает охранника, который говорит, что у него есть сообщение для него, но не успев передать его, он погибает от выстрела неизвестного.
Гордон впервые сталкивается с таинственными Черными оперативниками (англ. Black Operations). Учёный с боем пробивается через них, но солдатам H.E.C.U. удаётся взять Фримена в плен, оглушив его, из-за чего Гордон теряет сознание. Фримен временно приходит в себя и видит, что солдаты его куда-то несут, а затем снова теряет сознание. Чтобы избавиться от учёного, солдаты сбрасывают его в мусорный пресс.

     
     
     

10. Residue Processing («Переработка отходов»)

Гордон очнулся на дне мусорного пресса без единого оружия. Воспользовавшись скопившейся кучей мусора, ему удается забраться на выступ, тем самым избежать участи быть раздавленным прессом. На одном из выступов Фримен обнаруживает монтировку и через сточную трубу выбирается из мусорного пресса.
Гордон понимает, чтобы выбраться из Черной Мезы, ему необходимо пройти через пустующий комплекс по переработке отходов.
Так как комплекс полностью автоматизированный и все двери оказываются запертыми, единственный путь — использование конвейерных лент, которые связаны с другими частями Черной Мезы.
Гордону удается преодолеть множество препятствий в виде прессов, чанов с радиоактивными отходами и печей для сжигания мусора, после чего он попадает в лаборатории, в которых проводятся секретные эксперименты.

     
     
     

11. Questionable Ethics («Сомнительная этика»)

Оказавшись в секретном лабораторном корпусе, Гордон обнаруживает, что здесь проводятся эксперименты над существами из мира Зен. Эти исследования проводились задолго до инцидента в Чёрной Мезе. В одной из лабораторий Гордон встречает опасного противника — пехотинца пришельцев: бронированный монстр с бионическим оружием. Поднявшись, на верхние этажи, Фримен находит прототип Тау-пушки — разрушительного оружия, которое уничтожило взрывом двух ученых во время ее испытаний, произошедшего из-за перегрузки в режиме альтернативного огня. Активируя четыре лазерных установки Гордон приводит в действие лазерный излучатель, которым разрушает стену за металлическим экраном, который предварительно заблокировал металлическим ящиком.
Через образовавшийся в стене проем Фримен спускается на нижний этаж, где обнаруживает трех ученых, запертых в ловушке, которые помогают ему выбраться из комплекса, предупредив, что снаружи комплекса идет полномасштабная война.

     
     
     

12. Surface Tension («Поверхностное натяжение»)

На поверхности дела обстоят ничуть не лучше, чем под землей. Поверхность стала полем боя между пришельцами и солдатами спецподразделения H.E.C.U., при чем солдаты начинают проигрывать. Военные вызывают подкрепление, но этого все-равно недостаточно.
Гордону приходится обогнуть часть комплекса, пробираясь по внешним скалам каньона, забираясь с каждым разом все выше.
Фримен уничтожает несколько военных машин и вертолётов, пробирается через заминированное здание, и, воспользовавшись системой наведения, вызывает несколько мощнейших авиаударов, чтобы убить ещё одного Гаргантюа и вскрыть запечатанный проход к комплексу «Лямбда».

     
     
    
     

13. «Forget About Freeman!» («Забудьте о Фримене!»)

Военные, осознав то, что они терпят поражение, а Грдона Фримена ликвидировать не удалось — начинают полномасштабную эвакуацию. Покинутая ими Чёрная Меза подвергается массированной бомбардировке с воздуха, для того, чтобы прикрыть отступление оставшихся сил.
Чтобы скрыться от бомбардировок, Гордон спускается в подземное хранилище, где используя водные каналы, выбирается на поверхность рядом с комплексом «Лямбда». Уничтожив преграждающий путь к комплексу танк «абрамс», Фримену удается спуститься на лифте на нижний уровень и попасть внутрь комплекса.

     
     

14. Lambda Core («Ядро Лямбды»)

Оказавшись в комплексе «Лямбда», Фримен обнаруживает группу ученых, спрятавшихся от пришельцев из мира Зен.
Ученые сообщают, что сила какого-то могущественного существа на «другой стороне» не позволяет закрыть межпространственные порталы и избавиться от последствий каскадного резонанса. Задача Гордона заключается в том, чтобы найти и уничтожить это существо. Для этого ему необходимо запустить ядерный реактор и восстанавливает подачу энергии, что позволит открыть портал прямо в мир Зен.
В этой главе в конце зала, кишащего хэдкрабами, Гордон встречает человека в синем костюме, который направляется в светящийся портал и исчезает. Использование порталов объясняет его внезапное появление и загадочное исчезновение в местах,  из- которых не было иного выхода.
Гордон попадает в лабораторию по изучению телепортации и впервые на собственном опыте испытывает работу портальной системы.
Наконец, Фримену удается добраться до команды ученых, которые предоставляют ему все необходимое для путешествия в мир Зен. Один из ученых выдает Гордону модуль длинных прыжков для костюма H.E.V., который должен помочь в перемещении по миру Зен.
Во время подготовки к телепортации в мир Зен, на лабораторию нападают контролеры пришельцев. Несмотря на все происходящее вокруг, Фримену все же удается телепортироваться в пограничный мир Зен.

     
     
     
     

15. Xen («Зен»)

Гордон Фримен прибывает в загадочный и опасный мир пришельцев, состоящий из парящих над бездной островов (астероидов) — пограничный мир Зен. Встречая множество пришельцев на своем пути, Фримен находит несколько погибших ученых Черной Мезы в H.E.V. костюмах.
Благодаря модулю длинных прыжков, Гордону удается перемещаться между островами.
Фримен также обнаруживает, что вода мира Зен обладает целительными свойствами. Пробравшись внутрь одного из островов, ему удается активировать портал пограничного измерения.

     

16. Gonarch’s Lair («Логово Гонарча»)

Фримен попадает на очередной остров, на котором обитает огромное паукообразное существо — Гонарч (англ. Gonarch), являющееся маткой хедкрабов. Для ближнего боя Гонарч использует удары ногами, для дальнего боя — выплёскивает неизвестную химическую жидкость. Также он может извергать маленькие личинки хедкрабов, которые сразу же берутся атаковать Гордона. Уязвимым местом является кокон-мешок, расстреливая который, Гордон заставляет отступить Гонарча.
Загнав Гонарча в яму, Фримену удается добить его. Кокон-мешок лопается и заливается все вокруг кислотой, которая прожигает проход к телепорту.

     
     

17. Interloper («Нарушитель»)

Телепорт переносит Гордона Фримена на огромный инопланетный завод, где обнаруживает цех по выращиванию в капсулах солдат-грантов (англ. Alien Grunt).
Обнаружив, что вортигонты, обслуживающие комплекс, ведут себя мирно, если их не трогать, Фримен продвигается по территории завода, используя странного вида лифты и конвейеры, и, наконец, добирается до телепорта, который переносит его к огромному красному телепорту.  Телепорт переносит Гордона в логово Нихиланта.

     
     
     
     

18. Nihilanth («Нихилант»)

Фримен добирается до того самого существа, которое мешает закрыться пространственному разлому. Нихилант — лидер цивилизации, обитающей в мире Зен и проникнувшей под его управлением на Землю в результате инцидента в исследовательском комплексе Чёрная Меза. Он пытается уничтожить учёного, атакуя его чем-то напоминающим молнии или дуговые разряды и направляя на него порталы. Если Гордон попадается в порталы, то они телепортируют учёного в различные места Зена. Отбиваясь от Нихиланта, контроллеров и вортигонтов, Гордон уничтожает кристаллы, подпитывающие силу лидера пришельцев, позволяющую ему регенерировать, а затем и самого Нихиланта, стреляя по ставшему уязвимым мозгу существа. Умирая, Нихилант взлетает к потолку и взрывами обрушивает потолок своего логова. Казалось бы, смерть Фримена неминуема, но его спасает загадочный человек с кейсом — G-Man.

     
     

19. Endgame («Конец игры»)

Гордон Фримен оказывается на платформе, напоминающей лифт, а перед ним стоит G-Man, который посредством мгновенной телепортации показывает плачевные кадры разбитой земной бронетехники и авиации под небом Зена — следствие каскадного резонанса и портального шторма.
В конце концов, Фримен оказывается в таком же вагончике, в котором он совершал поездку по территории исследовательского центра «Чёрная Меза» во вступительной части игры. Вагончик словно несётся сквозь пространство и время. При этом загадочный человек говорит Фримену, что доволен его действиями и уже предложил кандидатуру Гордона своему начальству, и что он успешно выполнил свою работу в Чёрной Мезе. G-Man предлагает Фримену и в дальнейшем работать на него. Гордон стоит перед выбором:

  • Шагнув в телепорт за открывшейся дверью вагончика, Фримен может принять предложение о работе, после чего G-Man поместит учёного в стазис, где тот будет ожидать своего возвращения в продолжении Half-Life 2.
  • В противном же случае, безоружный Гордон телепортируется в неизвестное место Зена, оказавшись окружённым бесчисленным количеством грантов.

Любой осуществлённый выбор приводит к завершению игры Half-Life. Сюжет продолжения Half-Life 2 предполагает, что Гордон принял предложение G-Man’а.

     

ИТОГ

В подведении итогов хочется сказать, что игра получилась поистине культовой и революционной. По сей день у Half-Life огромное количество фанатов и множество модификаций в виде обособленных сюжетных линий, с некоторыми из них мы познакомим Вас в других наших статьях.

Автор: П.Р.О.Р.О.К